[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

SBD-3 Dauntless
PBY Catalina F4F-3 от Халинского P-38 Lightning P-39 Aircobra P-39 Aircobra - 2 P-39 От FlyModel P-40M Kittyhawk P-51 Mustang SBD-3 Dauntless P-47 D-25

 

 

SBD-3 Dauntless

 (C) Александр Трубин

 

     Итак “Dauntless”.   Как только поступила информация о выходе данной модели и какой конкретно самолёт будет воспроизведен я стал подбирать информацию по нему.

     И одно из первых изображений самолёта героев битвы в Коралловом море Leppla и Liska с авианосца Lexington было вот это:

 

    Из издания Schiffer, “Profile Aircraft 196, SBD Dauntless”.

    Получив журнал я увидел там несколько другой самолёт и стал рыть дальше, прошерстив более десятка книг различных издательств я так и не пришел к определённому выводу. Ясно стало одно, что выглядеть так как на приведённом выше профиле выше самолёт не мог. 7-8 мая явно было не до рисования эмблем и флажков побед. Вот единственное найденное мной фото данного самолёта, сделанное по видимому 7 мая 42 года, по возвращению из налета на авианосец Shoho, в котором экипаж одержал свои первые победы. 

 

    Как видно на борту ничего нет.

    На следующий день экипаж остался в противоторпедном охранении своего авианосца, сбил еще три самолёта и видимо самолёт погиб со своим авианосцем (точной информации я не нашел) – из 70 самолётов на начало битвы на дно с кораблем ушло 33, около десятка сели на Yorktown, остальные погибли в боях либо сели на воду. Так что наверняка рисовать победы было не на чем. Экипаж продолжил службу на других кораблях, так как второе авиакрыло прекратило свое существование 8 мая вместе с кораблем.

  

    Кстати обратите внимание на фото в верхнем левом углу, издательство Classic Warships Publishing в книге  “Warships Pictorial 11 Lexington class carriers” утверждает, что оно было сделано на Лексингтоне 7 мая 42 года. Но если вы приглядитесь, то увидите белые прямоугольники по сторонам от звезд, а они появились только летом 43 года, когда авианосец давно покоился на дне Кораллового моря, так что есть повод для раздумий.

    Из всех профилей наиболее близки к журналу профиля из книги издательства Osprey “Combat Airkraft 20 TBD Devastator Units of the US Navy”:

 

 

    Но настораживает ещё одна вещь: согласно некоторым источникам и фото из них тактические знаки были матового черного цвета:

 

 

 

    В общем однозначности я не нашел, подумал и стал делать так как в журнале, лишь слегка “загрязнив” его и сделав поярче красный цвет. На фото видимо из-за вспышки самолёт вышел несколько более синим, на самом деле его цвет «вживую» совпадает с цветом в журнале.

     Но ладно о внешнем виде, теперь о сборке. Полторы тысячи деталей может и есть, я не считал, но всё таки видимо со всякими проволочками, благо их немало. Из собранных мной самолётов вышла самая трудоёмкая модель и не будь у меня уже некоторых навыков сборки самолётов от Халинского, было бы туго.

     Схемы в принципе подробны, но упущения есть, как есть и упущения в деталях, но их раз-два и обчелся. Собирать согласно инструкции видимо можно, но используя прежний опыт, порядок сборки я изменил.

    Вызывает некоторое недоумение 5 лист с цветными выкройками – он напечатан на тонкой бумаге.  Как таковую тонкую бумагу надо использовать только для скручиваемых деталей, а остальные,  их кстати большинство,  лучше сделать из бумаги обычной толщины.

  Итак этап 1 – кабина. Собираю каркас, учитывая, что жесткость соединения дет. W1 и W4 явно недостаточна сразу устанавливаю на место д 37, подклеив её на картон 0,5 (соответственно увеличив паз в W1), это даёт искомую жесткость конструкции.

 Полностью собираю каркас без дет 5, 6, 7, 11 и начинаю заполнять кабину от носа к хвосту. Патронные коробки, педали управления, потом д 11, 12, 14 и всё на них исключая прицел. Затем переборка 5, всё на ней кроме кресла пилота. Далее д 6, вторые педали, тяги рукояток управления, радиооборудование. Потом 7. Д 22а разделяю на две части, ту что между 6 и 7 сразу вклеиваю на место. Дособираю всё, что на полу. Противокапотажную дугу 62 радиокомпас 65 пока не делаю.

  Теперь пришла очередь боковушек. Каждую я разделил на две части по линии установки переборки 5, так удобней собирать. Кроме этого сделал объёмными все боковые ребра. На всех последних моделях я поступаю так, кроме лучшего вида это придаёт дополнительную жесткость. Потихоньку заполняю боковушки.

   Надо отметить, что кабина очень насыщена, на неё ушла добрая четверть, если не более деталей.

   Для того чтобы время от времени давать себе передышку начал параллельную сборку центроплана и каркаса крыльев. В каркас для жесткости и удобства дальнейшей сборки вдоль лонжеронов ввожу направляющие из сталистой проволоки 1мм.

 

 

   Это позволит в дальнейшем поставить консоли крыльев точно на место.

      Далее ниши шасси. Довольно трудоемки, если по журналу, да пожалуй есть и излишние детали. Предлагаемая «решетка» - дет 39b,d,g,h,e,f,a очень трудоемка  в сборке и установке на место. Гораздо проще сделать так: в дет 39b,a не делать никаких прорезей, сделать их толще – 39а можно вообще наклеить на картон 05 и даже 1мм, 39b сделать в три слоя. Затем наклеить их на дет 39j, поставить на место 39i, 39c. Детали типа 39h разделить на три части по прорезям, учитывая на сколько увеличили толщину  39b,a, и вклеить на места. Гораздо проще и аккуратней (к сожалению до меня это поздно дошло, изрядно помучался), кстати часть переборок и дет 39P,L,lL,lP,kL,KP  в принципе не нужны и их можно не делать.

   На данном этапе обнаружился первый косяк: в дет 39j нет отверстий под 42Р,L. Ничего страшного, прорежем вживую по отверстиям обшивки (дет 60).

   Обшивку центроплана – дет 60 я делю на три части (можно понять из фото), так гораздо удобней. Обшиваю – сначала низ, затем правый верх, затем дет 40b, потом левый верх. Дет 40b помогает правильно поставить верх обшивки. Затем соединяю кабину (без боковушек!) с центропланом.

  

    Глазастые увидят, что левый верх обшивки не приклеен – поясняю, фото сделано во время примерки.

   Еще один момент дет 41i  не нашел ни на одном рисунке. Её нужно подклеить на W4 над д 37 со стороны хвоста.

  Время от времени отрываюсь на пополнение боковушек кабины.

 Хвост. Всё по рисункам. Управляющие плоскости пока не ставил.

Долго думал как сделать аккуратно зализы дет 38f,e,h,g,I,j и сочленить хвост с обшивкой кабины 38.

В обшивках фюзеляжей главное совместить рисунок и расшивку, избежать щелей и выступов, для этого желательней иметь доступ и к внутренней стороне обшивки.

  Каркасы корабельного типа мне нравятся гораздо больше, они позволяют собрать более прочный фюзеляж и с более плавными обводами. Внешняя обшивка собирается в виде своеобразного чулка и надевается на каркас.

  В результате раздумий делю дет 38 на две половинки по линии люков доступа к пулеметам (точнее даже на три). Собираю вот такой чулок.

 

  Выступы на дет W9 для захода в дет W3f срезал заранее.

 Возвращаюсь к кабине. Боковушки собраны. Устанавливаю правые на место. Собираю и ставлю на место кресла пилота и стрелка.

 

 

Ставлю левые боковушки и  надеваю «чулок», всё прекрасно садится на свои места. Имею практически готовые фюзеляж с кабиной, центроплан и хвостовое оперение. Месяц работы. За кабину обидно, добрую половину деталей как всегда не видно.

   Местом стыка дет 38 и обшивки центроплана остался недоволен, слишком заметен шов.

В результате сделал дополнительные детали из тонкой бумаги, изображающие черные красочные полосы – вышло почти идеально.

 

  

  Изготавливаю консоли. Никаких хитростей и нестыковок. По направляющим хорошо стыкуются с центропланом. Пока не склеиваю их.

    Делаю стойки шасси. Здесь проволочную деталь АТ делаю длинней и пропускаю по середине дет 84d, это существенно повысит прочность стоек. Устанавливаю стойки на место.

   Закрепляю на место консоли. Изготавливаю и устанавливаю на место хвостовые рули и элероны. Кстати почему-то большинство не пытается имитировать полотняную обшивку.

   Простой и неплохо смотрящийся способ:

    На тонкой бумаге делается копия детали с полотняной обшивкой. Наклеивается с обратной стороны на деталь (учтите только «зеркальность») и когда клей подчти подсохнет, с внутренней стороны по рёбрам жесткости, видимым на копии, сделайте продавленные линии (деталь поместите на достаточно мягкую подложку), я использую просто пластмассовый треугольник, продавливая линию его углом. После полного высыхания клея на внешней стороне останется неплохая имитация ребер жесткости полотняной обшивки.

    Следующий этап – ставлю на колёса. Колеса изготавливаю обычной методикой – обточкой на микродрели. Добавляю несколько деталек: крепление створки, кольцо для закрепления на палубе, шланги тормозной системы.

 

 

   Кстати для изготовления шлангов, да и вообще имитации любых трубопроводов, не несущих нагрузки, использую проволочный припой без флюса. Очень пластичный материал, легко изогнуть на любой угол. Ведь к примеру медную проволоку 1 мм тоже не так то просто изгибать, особенно по месту. Припой можно найти различных диаметров от 0.5 мм до 1.0 мм с шагом 0.1 мм и от 1 до 2.5мм с шагом 0.2. На шланги пошел как раз 0.5 мм.  Ещё один мой технологический приём – их покраска (и вообще любой металлической проволоки, кроме самых малых диаметров: менее 0.4 мм), перед покраской наношу тонкий слой суперклея, лучше использовать максимально жидкий, после просыхания крашу обыкновенной «Звездинской» акриловой краской и после высыхания последней покрываю ещё слоем суперклея. Получается довольно прочное покрытие.

   Наконец приступаю к изготовлению тормозных и посадочных щитков. Надо сразу определится в каком положении их будете делать. Я сделал в посадочном.

   По трудоемкости этот этап поставлю на второе место после кабины.

   Сделав собственно щитки, с множеством дырок (замучался их подкрашивать) и ребрами жесткости, устанавливаю верхние на место.

    Далее собираю узел гидроцилиндра привода. Сталкиваюсь с двумя вещами: 1 – он просто не влазит по толщине в предназначенное ему отверстие. Я поступил радикально снял внутренние тяги 90j, благо их всё равно не видно и второе при расположении узла как надо сам цилиндр 90 оказался на 1.5 мм длиннее гнезда. Так как внутри его у меня была стальная проволока, а переделывать весь узел неохота, пришлось удлинить гнездо.

    Наглядное подтверждение пословицы для картонного моделиста: семь раз примерь – один приклей.

    Далее в том же духе собрал по шаблонам тяги приводов со всем набором дет 91 и обнаружил что они короче почти на 1см чем надо. Кроме того на шаблонах указан диаметр тяг 0,8мм, но похоже не учли толщину колец 91, сборка пары тяг не входит в предназначенные ей проемы в дет 40d, 91d, а ведь надо ещё вклеить перемычки BG!

   По второму кругу был мудрее: тяги 0,6мм и на полтора сантиметра длиннее. Приклеил крайние внешние кольца 91, остальные просто надел. Примерил тяги, обрезал по нужной длине, вклеил на место, распределил кольца как надо и закрепил суперклеем. BG всё равно не влезли, плюнул на них, благо в фото оригиналов больно похожего и не нашел.

  Далее делаю тяги (91а + AZ, AZ из стальной проволоки 0,2мм, на конце к 91а Г образный загиб 0,5 мм – лучше крепить к 91а) к верхним щиткам. Далее устанавливаю по очереди нижние щитки плюс их тяги. Вот что вышло

 

  Поставил себе 3+ за данный этап.

   Следующий этап – двигательный отсек и сам двигатель. Вроде всё нормально и по рисункам, но! Двигатель оказался на 2мм больше диаметром чем капот и лезть в него упорно не хотел. Так и не понял чей косяк, мой или разработчика. Всё переделывать больно много, удалил детали 78 и влез как миленький. Створки капота делаю открытыми.

   Далее подвеска бомб. При изготовлении рамы вывода подфюзеляжной бомбы дет 96е надо развернуть на 90 градусов относительно значка скрутки, её диаметр и диаметр дет 96с должен быть одинаков! Что вышло:

 

 

 

    Посадочный гак с какой то петелькой отсутствующей на модели, но присутствующей на фото оригиналов.

 

 

    Потом винт.

 

 

    Далее: пулемет (сделал убранным), противокапотажная дуга, радиокомпас, антенна.

     Покрытие акриловым лаком и наконец фонарь (из фирменной заготовки) в положении обычном для взлёта и посадки.

      И вот круговой обзор получившегося:

 

    

 

horizontal rule

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003-2010 Картонная армия
Последнее изменение: июля 18, 2010