[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

Sea Harrier
Су-27 F/A-18C Hornet P-38J Lightning F4F-3 Wildcat F-16С Bf.109 E-4 Tornado GR.1 Sea Harrier F6F-3 Hellcat E-2С Hawkeye F-117 Hurricane Mk.I (HA) Ki-43 Hayabusa Ki-61 Hien F-15С Eagle P-51D Mustang F-14A Tomcat P-39N Aircobra Bf.110 Ju 88 C-6 Fw 190 A-8 P-40E Warhawk D3A1 Val И-16 тип 18 Spitfire Mk.Vb Macchi C.202 Folgore A6M2 Model 21 Zero Bf.109 F-4 Trop PZL P.11c SBD-3 Dauntless Ki-84 Hayate P-47 D-25 Thunderbolt MS.406 C1 NA Mustang Mk. III Як-1Б Supermarine Spitfire IXc Brewster B-239 Buffalo Spitfire Mk.Vb Trop P-38G Lightning Macchi C.205 V Veltro Bf.109 E-7 Trop Fw 190 A-8/R8 Sturmbok Ми-24Д N1K2-J Shiden-Kai Spitfire Ia Bf.109 T-2 SB2C-4 Helldiver

 

 

Sea Harrier FRS.MkI HA-A8

Категория Авиация
Эпоха Современность
Страна Великобритания

Идея боевого применения самолета с вертикальным взлетом/посадкой возникла еще в конце второй мировой войны. Пионером в этой области стал немецкий ракетный самолет Natter (его модель выпускалась когда то журналом Maly Modelarz). 

После окончания второй мировой войны в 1956 г. французский конструктор М. Вибо разработал проект самолета Гироптер, который благодаря поворачиваемым двигателям, расположенным по обоим бортам фюзеляжа, мог вертикально взлетать и садиться.

Однако наибольших успехов в этой области удалось достичь англичанам. Прежде всего, в 1957 году появился двигатель Pegasus, обеспечивающий вертикальный взлет самолета. Вскоре,  в марте 1959 года, было принято решение о строительстве двух прототипов самолетов с вертикальным взлетом под кодовым обозначением P1127. А 21 ноября 1960 г. P1127, пилотируемый А. Бедфордом,  в первый раз оторвался от земли и выполнил зависание. Через полгода, после устранения нескольких выявленных недостатков в системе управления и шасси, 13 марта 1961 г. второй прототип был допущен к летным испытаниям и достиг скорости 927 км/час.

 

Для проверки оперативных возможностей нового самолета в условиях современного поля боя была создана специальная испытательная группа из американских, британских и немецких пилотов. Пилоты этой группы выполнили 938 полетов до 1965 года, стартуя и садясь на различные поверхности - траву, бетон, металл и т.д. Собственно говоря, именно результаты испытаний привели к решению начать серийное производство самолета, который впоследствии получил название Harrier. Первый полет серийной машины состоялся в декабре 1967 года, а в апреле 1969 Harrier уже состоял на вооружении боевых подразделений (модификация Harrier GR Mk.I).

На авиасалоне в Фарнборо в 1968 г. самолет произвел фурор и достаточно многие делегации заявляли о желании его приобрести, но как только дошло до дела, остался только один покупатель - корпус морской пехоты США, где самолет получил обозначение AV-8A. 

Тем временем англичане продолжали работать над машиной, в результате чего появились очередные модификации - Gr Mk.3, GR Mk.5, GR Mk.7, AV-8B и учебная модификация T Mk.2. Вскоре самолетом заинтересовался и военно-морской флот Великобритании, поскольку приостановка строительства больших авианосцев поставило вопрос о замене традиционных палубных самолетов на авиацию с вертикальным взлетом и посадкой. В результате Harrier "приземлился" на палубах Invincible, Hermes, Ark Royal. Его прототип Sea Harrier FRS Mk-1 был облетан 21 августа 1978 г.

Главное отличие этого самолета от его "сухопутной" версии заключается в конструкции носовой части фюзеляжа - увеличенный нос самолета в котором размещен радар Ferranti Blue Box во время стоянки разворачивается на 180 градусов. Кресло пилота в кабине новой модификации размещено выше, благодаря чему удалось улучшить обзор, а кроме того было выделено пространство для установки новой навигационно-прицельной системы.

Во время войны 1982 года за Фолклендские острова самолеты этого типа неоднократно продемонстрировали свою высокую надежность и возможность выполнения до шести боевых вылетов за день в экстремально трудных погодных условиях. Техническое обслуживание самолетов осуществлялось ночью, зачастую во время града и при ужасном освещении. Но каждое утро 95% парка самолетов было готово к очередным боевым вылетам. Патрульные полеты выполнялись на высоте 3000 м со скоростью 460 км/час, а при обнаружении противника в течение нескольких секунд развивал скорость в 1110 км/час. В ходе воздушных боев пилоты Sea Harrier сбили 31 самолет и вертолет Аргентины, 24 из которых пришлось на долю ракет AIM-9L, а 7 - на огонь бортовых пушек. Собственные потери составили 6 машин, сбитых огнем ПВО, и 4 потерянных от различных неисправностей.

Модель представляет Sea Harrier FRS Mk-1 из 801 дивизиона, базирующегося в 1982 г. на HMS Invincible.

Основные тактико-технические данные

bulletРазмах крыла: 7,7 м
bulletДлина: 14,5 м
bulletВысота: 3,71 м
bulletПлощадь крыла: 18,68 кв.м.
bulletСобственный вес: 6374 кг
bulletВзлетный вес (макс.): 11880 кг
bulletМаксимальная скорость 1186 км/час 
bulletПотолок: 15600 м
bulletДальность полета: 3700 км
bulletБоевой радиус: до 750 км
bulletВооружение: 2*30 мм пушки Aden, монтируемые в специальных подкрыльевых гондолах с боекомплектом по 150 снарядов на ствол, 5 узлов внешней подвески для установки бомб и ракет различных классов или топливных баков с общей массой до 3600 кг
bulletЭкипаж: 1 пилот

Параметры модели

bulletИздатель: Halinski, Kartonowy Arsenal №4-5/1998
bulletМасштаб 1:33
bulletРазмеры: 400*608*114 мм
bulletОбъем: 5 листов Legal
bulletКомпьютерный дизайн: да
bulletСтепень сложности:    

Особенности модели

На фотографии представлена модель Sea Harrier, выполненная Вячеславом Сокольцом (http://paperwings.newmail.ru). Публикуется с любезного разрешения автора. На его сайте вы найдете описание процесса сборки другие фотографии готовой модели и ее компонентов.

Цена

   

horizontal rule

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003-2011 Картонная армия
Последнее изменение: апреля 03, 2011