|
|
В августе 1938 года ВМФ США объявили конкурс на палубный разведчик-бомбардировщик. Победителем конкурса стала фирма Curtiss, которая гарантировала, что на платформе лифта авианосца сможет поместиться одновременно два самолета. Проект XSB2C был основан на двух предыдущих разработках компании - SB2C и P-40 (см. например, P-40E Warhawk). Но сжатые сроки работы над проектом привели к существенным недоработкам, которые не замедлили себя проявить. Большой вес самолета заставил конструкторов увеличить площадь крыла, что, в свою очередь, потребовало полностью изменить их конструкцию. Высокая скорость пикирования потребовала ввести закрылки, отклоняющиеся в обе стороны, чтобы использовать их в качестве аэродинамических тормозов. Первые же полеты прототипа выявили целый ряд технических и конструктивных недостатков. 09?02?1941 при взлете у машины отвалился двигатель, а несколько месяцев спустя при заходе на посадку отвалилось левое шасси. Дополнительные проблемы возникли с обеспечением продольной устойчивости самолета и оборудованием места стрелка. Все это привело к тому, что серийный выпуск нового самолета, получившего обозначение SB2C-1 Helldiver, был начат только в июне 1942 года. Первые машины были направлены в эскадрильи VB-8 и VB-9 на авианосце Essex. На начальном этапе эксплуатации выявились проблемы как у экипажей, так и у техников. Основные неприятности доставляли ломающиеся стойки шасси и отрывающийся посадочный гак. В результате репутация у самолета была неважной. Особенно разительным был контраст у тех пилотов, кто ранее летал на SBD-3 Dauntless. Но поставки продолжались, и следующей эскадрильей, на вооружение которой попали SB2C-1 стала VB-17, базировавшаяся на авианосце Bunker Hill. Первая операция с участием нового бомбардировщика состоялась 11.11.1943. Task Group 50.3, в которую входили авианосцы Bunker Hill, Essex и Independence, а также корабли охранения, вышли в район японской базы Рабаул. Ранним утром группа в составе около 100 самолетов (в том числе 23 бомбардировщика SB2C из VB-17) атаковали порт и аэродромы. После полудня американцы нанесли повторный удар. В результате был потоплен эсминец, повреждено несколько других кораблей, а на аэродромах уничтожено около 60 самолетов. Потери ударной группы составили 11 машин. В феврале 1944 года VB-17 приняла участие в нападении на японскую базу Трук. Около 570 самолетов с восьми авианосцев из состава Task Group 58 уничтожили практически все строения на базе. Было потоплено около 30 боевых кораблей и судов, в воздушных боях и на аэродромах уничтожено около 200 японских самолетов. Потери американцев составили 25 самолетов. Один из японских торпедоносцев B5N2 "Kate" повредил авианосец Interpid. Но до конца операции SB2C из состава VB-17 приняли участие еще в нескольких налетах, потери эскадрильи составили несколько самолетов. Постепенно Helldiver избавлялся от детских болезней. Экипажи начали ценить и использовать преимущества машины - большую грузоподъемность и живучесть. Добытый в боях опыт привел к появлению новой модификации - SB2C-1C. На машине было усилено вооружение - вместо 4 пулеметов 12.7 мм в крыльях было установлено две 20 мм пушки. Кроме того был установлен гидроусилитель для управления закрылками. В войска новая модификация начала поступать в середине 1944 года. В июне 1944 года пять групп SB2C-1C, базировавшихся на палубах авианосцев Task Group 58, приняло участие в в сражении в Филиппинском море. Американцы потопили авианосец Hiyo и два танкера, и повредили ряд других кораблей. Всего японские потери составили около 400 саомлетов с экипажами. Подводные лодки USS Cavalla и USS Albacore потопили два авианосца. Американские потери составили 20 самолетов, в том числе четыре SB2C. Во время повторной ночной атаки было потеряно еще 80 самолетов: из них 39 - Helldiver, в основном, разбившихся при посадке, или севших на воду из за отсутствия топлива. Летом 1944 в конструкцию самолета были введены очередные модификации. Часть SB2C-1 получила новый, более мощный двигатель и четырехлопастный винт, благодаря чему возросла скороподъемность и дальность полета. Новая версия получила обозначение SB2C-3 и с осени 1944 года стала поступать на вооружение. В поздних сериях этой модификации были введены перфорированные закрылки, которые позволили убрать дрожание оперения при полете на малых скоростях. SB2C-3 участвовали в сражении в заливе Лейта - самом большом морском сражении второй мировой войны. На начальном этапе сражения23 октября 1944 года самолеты ВМФ США атаковали отряд японских кораблей, состоявший из пяти броненосцев, девяти крейсеров и 15 эсминцев. В результате, после попадания 17 бомб, сброшенных с Helldiver, и 19 торпед, выпущенных самолетами Avenger, был потоплен один из суперлинкоров Musashi. Несмотря на мощный зенитный огонь потери американцев составили всего 18 самолетов. 25 октября 1944 года в районе мыса Энгано самолеты US Navy потопили четыре японских авианосца. После этих побед, которые были достигнуты ценой невероятно малых потерь, Helldiver получил кличку "Бестия". В начале 1945 года в серию была запущена модификация SB2C-4. Существенное отличие новой машины по отношению к модификации С-3 заключалась в установке подвески для установки восьми неуправляемых ракет HVAR калибра 127 мм. SB2C-4 принимали участие во всех операциях авианосцев в последние месяцы войны, в том числе, и в операции против линкора Yamato 7 апреля 1945 года. Последней серийно выпускавшейся модификацией стала SB2C-5, которая уже не участвовала в боевых действиях. Самолеты этой модификации состояли на вооружении ВМФ США до 1949 года. Была также разработана сухопутная версия, получившая название A-25 Shrike, которая выпускалась по заказу ВВС США в 1943 году. Представленная модель соответствует SB2C-4 Helldiver из состава VB-83, базировавшейся на авианосце Essex в 1945 году. Основные тактико-технические данные
Параметры модели
Особенности моделиОчень хорошая деталировка, предусмотрено изготовление подробного макета двигателя. Все подвижные элементы представлены раздельными деталями. Цена
|
Послать письмо
voldemarus@narod.ru
|