|
|
Junak TS-9 представляет собой польский учебно-тренировочный самолет, использовавшийся с 1952 по 1961 года в польских ВВС, и вплоть до 1972 года для подготовки летчиков гражданской авиации. РазработкаСамолет был разработае в соответствии с требованиями ВВС Польши в 1946 году, как тренировочный самолет, предназначенный для замены советского УТ-2, который к тому времени считался уже безнадежно устаревшей и сложной в управлениии и обслуживании машиной. Новый самолет был разработан в КБ LWD (Lotnicze Warsztaty Doswiadczalne), которое стало первым конструкторским бюро послевоенной Польши. Главгым конструктором машины был Тадеуш Солтык. Прототип, получивший название Junak, а затем и индекс Junak 1 впервые поднялся в воздух в22 февраля 1948 года. Разработка была полностью собственная, в качестве двигателя использовался советский мотор Швецова М-11Д (125 л.с.), который выпускался в Польше по лицензии. После проведения испытаний и внесения ряда модификаций был построен второй прототип Junak 2, который совершил свой первый полет 12 юля 1949 года и был запущен в серийное производство в 1951 году. К числу наиболее важных отличий от предыдущего прототипа следует отнести перенос кабины экипажа ближе к носу машины, увеличенный киль и замену двигателя на более мощный М-11ФР (160 л.с.). Тем временем КБ LWD было закрыто и работы над Junak 2 были продолжены на заводах CSS в Варшаве. С 1951 по 1954 годы было выпущено 105 самолетов Junak-2. Тем временем Тадеуш Солтык, работая в институте авиации в Варшаве, предложил следующую модификацию самолета с каплеобразным фонарем, убирающимся шасси и рядом других усовершенствований. Однако его проект TS-7 Chwat не нашел поддержки и остался только в рабочих чертежах. Но в это самое время ВВС Польши начали осваивать первые реактивные истребители – Як-23, МиГ-15, и потребность в трехопорном шасси с носовой стойкой для учебного саомлета стала как никогда очевидной. Поэтому Солтык внес изменения в конструкцию Junak, снабдив его фиксированным шасси и внеся ряд других модификаций. Эта машина пошла в серию под обозначением TS-9 Junak-3 (TS – инициалы конструктора). Впервые в воздух Junak-3 поднялся 7 августа 1953 года. Новый самолет был тяжелее предыдущих, и его максимальная скорость снизилась с 223 км/час для 105 км/час. Всего с 1953 по 1956 годы было выпущено 146 самолетов этой модификации. ПрименениеJunak-2 использовался для подготовки польских военных летчиков с 1952 года. По мере замены этих самолетов на Junak-3 в 1954-1955 годах, Junak-2 изымался из военных частей и переходил на службу в гражданской авиации. Junak-3 использовался в ВВС Польши с 1954 по 1961 год, пока не был заменен на TS-8 Bies. Начиная с 1956 года все Junak-3 эксплуатировались только в гражданской авиации. При этом 71 самолет Junak-2 и 93 машины Junak-3 были направлены в аэроклубы страны, которые испытывали вполне понятную недостачу машин в послевоенной Польше. Эти самолеты работали на протяжении многих лет. Последние были списаны в 1972 году. Необходимо отметить, что Junak стал первым польским самолетом, который строился крупными сериями в Польше после второй мировой войны, которая практически уничтожила всю польскую авиапромышленность. Тактико-технические характеристики
Параметры модели
Особенности моделиОтносительно несложная модель. Весьма приличная полиграфия - читается вся техничка. Подробный интерьер кабины. Оперение и элероны могут быт выполнены раздельными. Цена237 руб.
|
Послать письмо
voldemarus@narod.ru
|