[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

ИСУ-152
М 109 А2 AAV7 (LVTP 7) КВ-2 FV 101 "Scorpion" Ford G.P.A. JEEP MCV-80 Warrior Valentine Mk.IV Panzer I Stug IV Dodge WC-51 Газ-69М Chevrolet 15-CWT M997 Hummer PzKpfw IV Ausf.G Horch 1a (Африка) M11/39 Бензовоз "Bulldog" Horch 1a (Европа) Т-27 T-34/85 БТ-2 PzKpfw III Ausf.M Sd.Kfz.234/2 Puma БА-64Б САУ "KRAB" ПТС Willys Jeep M35A2 БТ-5 Газ-67Б БТР-80 SdKfz 165 Hummel Mersedes L3000 SdKfz 250/1 alt T-100 Star 266 + ЗУ-23-2 Alkett SdKfz 2 FIAT 621 Polonez-Poltruck Ford Tfc ИС-2 Bishop Hetzer Star 12.185 CWS T-1 Kubelwagen Typ 82 Mk.A Whippet Schwimmwagen M 13/40 ИСУ-122 ИСУ-152 FIAT 621L Challenger A30 M2 Bradley Mark Mk.IV Male PzKpfw.VI Tiger II Mk.VI Crusader III Kfz.70 "Шнауцер" Star 660 HydroMil II Автокран DUT-0502 CWS T-1 P.K.O. JagdPanzer IV Ausf.F MAN LE 180C Star LE 12180 Nysa 522 Vickers E БА-6 БА-10М T-54 Р-300 Lanz-Bulldog D9506 Ursus C45/C451 T-26 Т-37А FSC "Zuk" A15M PR-100 Т-35 Трамвай 105N ФАИ ФАИ-М FSO M.20 Warszawa Type 5 Chi-Ri Staghound Mk.1 БА-20 Д-12 Т-80 ATF Dingo-1 Saint Chamond ИТ-28

 

 

  САУ ИСУ-152 "Зверобой"    MO-B58

Категория Бронетехника и автомобили
Эпоха Вторая мировая война
Страна СССР

В 1943 году Красная Армия, оправившись от поражений начального этапа войны, все чаще сталкивалась с необходимостью прорыва укрепленных оборонительных позиций противника и борьбы с новыми тяжелыми немецкими танками. Войскам была необходима мощная, мобильная, защищенная артсистема. В роли такой САУ использовалась хорошо проявившая себя в боях на Курской дуге СУ-152, созданная на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) на базе танка КВ-1С и вооруженная 152.4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С в неподвижной броневой рубке.

Однако те же бои лета 1943 года остро поставили вопрос о замене устаревшего танка КВ на новый тяжелый танк ИС. Производство этого танка разворачивалось все на том же ЧКЗ. В связи с тем, что мощностей ЧКЗ для одновременного производства ИС-2, КВ,  САУ на их базе, да еще и Т-34 не могло хватить, уже на стадии проектирования танка ИС перед конструкторами была поставлена задача переноса удачной конструкции СУ-152 на новую базу. Благодаря накопленному опыту и достаточно большой номенклатуре заимствованных у СУ-152 и КВ деталей, прототип самоходки на базе танка ИС был построен довольно быстро. Получивший заводской индекс "объект 241" опытный образец вышел на испытания 21 ноября 1943 года. После успешного их завершения новая самоходка была запущена в серийное производство под окончательным обозначением ИСУ-152. По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.

После освобождения от блокады к ЧКЗ в 1945 году подключился Ленинградский Кировский Завод - на нем освоили выпуск как танка-базы ИС-2, так и самоходки ИСУ-152. Всего на двух заводах в 1944-1947 гг. было выпущено 3242 установки ИСУ-152.

Развитие самоходных установок ИСУ-152 не прекратилось и после Великой Отечественной войны. Оставшиеся в строю машины прошли несколько серьезных модернизаций, что позволило им еще долго оставаться на вооружении Советской Армии.

 По конструкции тяжелая САУ ИСУ-152 представляет собой шасси танка ИС, в передней части которого установлена бронированная рубка со смонтированной в ней гаубицей-пушкой МЛ-20С. В рубке находится боевое отделение, совмещенное с отделением управления, а моторно-трансмиссионная установка размещена в кормовой части и отделена от рубки перегородкой. Гаубица-пушка в массивной броневой маске, защищающей противооткатные устройства, расположена справа от центральной оси машины. Подвижная часть маски дополнительно служит уравновешивающим элементом. Слева от орудия находится место механика-водителя, оснащенное смотровым прибором. Боекомплект размещается в нижней части рубки в стеллажах вдоль стенок и составляет 20 артвыстрелов раздельного заряжания. Для доступа в рубку на крыше имеются два круглых люка, а на стыке крыши и заднего броневого листа расположен еще один двустворчатый люк прямоугольной формы. На правом люке на машинах позднего выпуска устанавливалась турель с 12.7-мм пулеметом ДШК.

Моторно-трансмиссионная установка САУ аналогична используемой в танках ИС. В машинном отделении размещался дизельный 12-цилиндровый V-образный двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с. со всеми вспомогательными узлами и агрегатами. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, восьмискоростной коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач.

Шасси самоходной установки состояло из 12 двойных несущих катков, шести поддерживающих катков, ведущих шестерен и ленивцев. Подвеска несущих катков – индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Ленивцы по конструкции были идентичны опорным каткам, и вместе с механизмами натяжения располагались в носовой части машины. Каждая гусеница состояла из 86 траков шириной 650 мм.

 В самоходке ИСУ-152 использовалась качающаяся часть гаубицы-пушки МЛ-20 с незначительными изменениями по сравнению с буксируемым вариантом (в частности, ствол МЛ-20С был на 3 калибра короче, чем у МЛ-20). Гаубица-пушка МЛ-20С имела поршневой затвор, который позволял достичь максимальной скорострельности в 3 - 4 выстрела/мин.

Осколочно-фугасная граната ОФ-540 весом 43.56 кг при установке взрывателя на осколочное действие наносила поражение осколками на 40 м по фронту и на 8 м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению им пробивалась железобетонная стена толщиной около 1 м.

Для управления огнем ИСУ-152 оснащались телескопическим прицелом СТ-10 и панорамой Герца, которые обеспечивали ведение огня как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Установленные на самоходке средства связи включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК и танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ.

Экипаж ИСУ-152 состоял из 5 человек: командира, командира орудия (наводчика), механика-водителя, замкового и заряжающего. В качестве личного вооружения экипаж имел пистолеты-пулеметы (ППШ или ППС) и гранаты Ф-1.

 

Организационно ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Всего было сформировано 53 ОТСАП.

Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи. Выявилось и своеобразное "разделение труда" между ИСУ-152 и ИСУ-122: первые лучше подходили для штурмовых действий и борьбы с укреплениями, а последние - для истребления вражеской бронетехники. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское "Зверобой" и немецкое "Dosenöffner" (открыватель консервных банок).

Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Немалая часть успеха во взятии Кенигсберга и Берлина принадлежит самоходчикам, воевавшим на ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

Модель тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ 152 выполнена в масштабе 1:25 с обозначениями одного из советских полков самоходных орудий периода берлинской операции в апреле 1945 г.  

(материал подготовлен тов. Капитоном по информации с сайта http://armor.kiev.ua)

Тактико-технические характеристики

bullet

Полный вес: 46 000 кг;

bullet

Экипаж: 5 человек;

bullet

Размеры: длина: 9050 мм
bullet

  ширина: 3070 мм;

bullet

высота: 2480 мм

bullet

 клиренс: 450-475 мм;

bullet

 Вооружение: 
bullet

1 пушка-гаубица 152 мм обр.1937/1943 МЛ-20С;

bullet

1 пулемет 12,7 мм обр.1938 ДШК;

bullet

1-2 п/пулемета 7,62 мм обр.1941 ППШ;

bullet

Боекомплект: 
bullet

20 снарядов раздельного заряжания к орудию; 

bullet

250 патронов к пулемету; 1491 патронов к ППШ; 

bullet

25 ручных гранат Ф-1;

bullet

Двигатель:  четырехтактный дизельный, 12-цилиндровый В-2-ИС, объемом 38 880 куб.см,  с жидкостным охлаждением, мощность 382,2 kW (520 л.с.) при 2000 об/мин;

bullet

Емкость топливных баков: 
bullet

основных 520-560 л;  

bullet

дополнительных: 300 л;

bullet

Расход горючего: 67-75 л/час работы двигателя;

bullet

Трансмиссия: главный фрикцион сухой многодисковый, механическая коробка передач с редуктором (8 скоростей вперед, две назад), планетарные двухступенчатые механизмы поворота, бортовые планетарные фрикционы

bullet

Электрическая сеть: однопроводная 12/24V

bullet

Связное оборудование: радиостанция 10РК, танковый телефон ТПУ-4 бис Ф

bullet

Скорость максимальная: 
bullet

по шоссе: 37 км/час;

bullet

в поле: 16 км/час

bullet

Запас хода:
bullet

по шоссе:  220 км;  

bullet

в поле: 80 км

bullet

Преодолеваемые преграды:
bullet

 склон 36°;

bullet

Рвы шириной: 2,5-2,7 м;

bullet

Стенки высотой: 1,0-1,2 м;

bullet

Броды глубиной до: 1,3-1,5 м (без подготовки).

Параметры модели

bullet

Издание Modelik #12/2005

bullet

Масштаб – 1:25

bullet

Объем – 13 листов А3

bullet

Компьютерная разработка – да

bullet

Инструкция по сборке – детальная, пошаговая

bullet

Степень сложности:

bullet

  

Особенности модели

Модель тяжелого самоходного орудия ИСУ-152 относится к моделям средней степени сложности, но требует  аккуратности и терпения при изготовлении подвески и оборудования боевого отделения. Базовое исполнение модели предусматривает изготовление открывающихся люков боевого отделения, подвижную турель пулемета, подвижную как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях пушку,  открывающийся люк над двигателем, а также полное оборудование боевого отделения и макет двигателя. Гусеницы можно изготовить либо из лент, либо из отдельных траков. Боевое отделение может быть изготовлено со съемным потолком.  

В фотоальбоме вы можете найти фотографии этой самоходки - ИСУ-152.

Цена

476 руб.

horizontal rule

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003-2010 Картонная армия
Последнее изменение: июля 18, 2010