Задание на проектирование и изготовление "маневренного" танка было
выдано 20 декабря 1927 года Орудийно-арсенальному тресту с тем условием, что
в период постройки машины на Государственном Харьковском
паровозостроительном заводе (ГХПЗ) конструкторское бюро ОАТ окажет
последнему техническую помощь.
Танковое КБ было создано на ГХПЗ только в октябре 1927 года и, разумеется,
не имело еще никакого опыта по конструированию танков (как, впрочем, и весь
завод, занимавшийся производством локомотивов и гусеничных тракторов
"Коммунар"). Это и предопределило разделение труда между ГХПЗ и ОАТ: в
Харькове разрабатывались трансмиссия и ходовая часть, в Москве - корпус и
башня.
Надо сказать, что ОАТ довольно прохладно отнеслось к проектированию Т-12 и
постаралось основную часть задания переложить на плечи харьковских
конструкторов. Более полугода в Москве под руководством представителей ОАТ:
главного конструктора С. Шукалова и ведущего конструктора О. Иванова
трудились их коллеги с ГХПЗ (они разрабатывали детали корпуса и башни,
рабочие места членов экипажа, установку вооружения, смотровые приборы и
т.д.). В работах по Т-12, проводившихся в Харькове принимал участие
представитель ОАТ военный инженер Н.М. Тоскин. С октября 1928 года к
созданию этой машины подключился двадцатитрехлетний техник-чертежник
Александр Морозов - в будущем руководитель танкового бюро ГХПЗ, выдающийся
конструктор, дважды Герой Социалистического Труда.
Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при
проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения. Все
вооружение (а Т-12 создавался под 45-мм пушку и 3 установки спаренных
пулеметов системы Федорова) размещалось двухъярусно в башнях - главной и
независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого
размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизменно
сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение
высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.
Чистая масса танка составила 14,28 т. В боевом положении, то есть с экипажем
4 человека, боекомплектом (100 снарядов к пушке и 4000 патронов к
пулеметам), горючим и т.п. удельное давление составляло 0,45 кг/см кв. Для
танка был предусмотрен 8-цилиндровый мотор "Испано", развивавший мощность до
200 л.с при 1500 об/мин. При этом учитывалась возможная его замена на
180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель.
Для Т-12 характерным было нетипичное для советского танкостроения
расположение механика-водителя - справа от продольной оси машины.
В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц.
Максимальная скорость танка равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка
позволяла изменять режим движения на 15,7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность
реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз
конструкции профессора В.И. Заславского.
Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, а горизонтальная - из
12-мм. Механизм поворота гланой башни имел механический привод, наведение на
цель осуществлялось с помощью спинного упора. Т-12, как и его предшественник
Т-18, оборудовался "хвостом" - он увеличивал длину машины на 690 мм и
позволял переезжать через ров шириной 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол
подъема - 40 градусов.
Испытывали новый танк с 28 апреля по 9 мая 1930 года. Одновременно
артиллеристы провели экспериментальный обстрел 18-мм и 22-мм бронеплит и
дали заключение о стойкости брони. Акты о испытаниях подписали главный
инженер завода С.Н. Махонин и начальник КБ И.Н. Алексеенко. По их
результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доработке
машины, выполнив, по существу, кардинальную модернизацию исходного образца,
получившего, в итоге обозначение Т-24.
Основные тактико-технические данные
Боевая масса
19.6 т
Экипаж
4 человека
Габаритные размеры:
Длина
6280 мм
Ширина
2810 мм
Высота
2950 мм
Клиренс
500 мм
Броня:
лоб корпуса
22 мм
Борт
22 мм
башня
22 мм
корма
12 мм
Днище
12 мм
Вооружение:
1 пушка 45 мм, 3 пулемета Федорова-Иванова обр.25 года
калибра 6.5 мм
Двигатель
М-6, карбюраторный, 200 л.с.
Скорость по шоссе
26 км/час
Запас хода по шосе
100 км по шоссе
Параметры модели
Издание Orlik#14,2008
Масштаб – 1:25
Объем – 12 листов А4
Компьютерная разработка – да
Степень сложности:
Особенности модели
Изготовление интерьера не предусмотрено. Гусеницы изготавливаются из
отдельных траков. Камуфляж - однотонный зеленый, с нанесенными следами
эксплуатации.